- Распространенные изменения
- Непостоянный состав на практике: GODSENT
- Статистика, за которой стоит следить
В последние два-три года основной тенденцией в высших эшелонах соревнований по CS:GO стал быстрый рост профессиональных киберспортивных клубов. На заре формирования профессиональной арены в 2013 г. каждая команда состояла из пяти постоянных игроков, а также временно нанимаемых тренеров и менеджеров для наиболее высокооплачиваемых киберспортивных организаций. С того времени клубы сильно эволюционировали, и сейчас постоянные должности в них занимают не только тренеры и менеджеры, но и аналитики, различного рода наставники и психологи.
До этого года игровые составы профессиональных команд по Counter-Strike обычно оставались неизменными на всех уровнях соревнований. В каждый из них входило пять игроков, замены и резервные составы отсутствовали. Командой обычно управлял внутриигровой лидер (IGL), а также в нее входила пара игроков поддержки и пара «кэрри» – спортсменов, на чьи плечи ложилась основная нагрузка при достижении победы.
Распространенные изменения
При выборе любого подхода для размещения ставок на Counter-Strike каждому игроку необходимо учитывать влияние замен в составах команды, которые в наши дни происходят регулярно. За весь 2020 г., вплоть до решения G2 предпочесть Одрику «JaCkz» Джагу вариант состава с Франсуа «AmaNEk» Делоне, профессиональная арена CS:GO стала свидетелем около 1200 замен игроков. В этом подсчете мы не учитываем экспоненциальный рост количества применений игроков замены и случающиеся в последнюю минуту изменения в составе, а также те случаи, когда из-за специфических правил турнира командам приходилось соревноваться с игроками, которых они уже посадили на «скамейку запасных» или вывели из активного состава.
И если вы считаете, что на соревнованиях по Counter-Strike низкого уровня эта проблема является единственной, то подумайте еще раз. Вам не удастся найти ни одного высокоуровневого соревнования с наличием призового фонда, на котором нельзя было бы указать хотя бы на одну команду с обновленным составом. Только за последний месяц мы могли наблюдать сразу за двумя подобными турнирами: DreamHack Masters Winter и Flashpoint Season 2 – и суммарно в них приняли участие 11 команд с новыми игроками.
Число не кажется особенно большим, не так ли? Ответ зависит от выбираемого подхода. Пожалуй, будет сложно создать большую выборку, избегая при этом команд с новыми игроками. Упомянутые выше турниры посетило 34 команды, и вам пришлось бы отбросить в сторону не менее 25 % матчей (в зависимости от критерия, на основании которого учитывались бы составы команд).
Если вы желаете рискнуть и разместить ставку на команду с новым составом или новым IGL, то сложность оценки шансов команды на победу возрастет в разы. Пусть все игроки на соревнованиях высших уровней уже имеют за плечами необходимый опыт и не раз подтверждали свой талант (каждый из них знает множество стратегий, методов позиционирования и способов использования гранат), для достижения достаточно высоких уровней результативности любой команде из пяти человек все равно потребуется время на «притирку».
Непостоянный состав на практике: GODSENT
Давайте рассмотрим один из недавних примеров: выступление GODSENT на DreamHack Masters Winter. Кевин «kRYSTAL» Аменд, постоянный IGL команды, недотягивал до стандарта в соотношении убийств и смертей и был выведен из состава команды после примерно 18 месяцев игры с четырьмя другими игроками. Считалось, что «kRYSTAL» не умеет убивать противника, а Лука «emi» Вукович – умеет, и замена первого на второго показалась вполне разумным ходом. Впрочем, удалось ли менеджерам команды спрогнозировать, как подобная замена повлияет на GODSENT в целом? Давайте изучим этот вопрос поподробнее.
Обоим игрокам к тому моменту уже исполнилось 27 лет, оба играли в CS:GO с 2013 г., и показатели обоих постепенно ухудшались с возрастом. При этом только kRYSTAL играл на соревнованиях высочайшего уровня (турнирах серии Major) и возглавлял несколько команд-аутсайдеров: PENTA, Sprout, Imperial, NoChance и GODSENT. А emi участвовал только в одном примечательном турнире – DreamHack Open Rotterdam.
kRYSTAL соревновался с 20 сильнейшими командами в два раза чаще emi, а его показатель разницы между убийствами и смертями был при этом куда меньше. Соответствующая ему выборка более значима для нас, но при этом ее показатели выглядят не особенно впечатляюще. Произвел ли выбор emi благоприятный эффект на показатели команды? К моменту замены kRYSTAL демонстрировал наихудшие результаты за свою карьеру. Так что в каком-то смысле мы можем ответить на предыдущий вопрос «да», ведь практически любой игрок стал бы улучшением в подобной ситуации. Из всех IGL, которые сыграли хотя бы на 50 картах против 20 сильнейших команд, kRYSTAL показал вторые результаты с конца рейтинга.
Да, его показатели оказались даже ниже, чем у Николая «HUNDEN» Петерсена, который выбыл из своей команды MAD Lions ранее в этом году. Но именно в этом заключается извечный вопрос о плохо стреляющих внутриигровых лидерах: в какой момент ценное тактическое руководство оказывается полностью нивелировано низкой результативностью в отношении убийства персонажей противников? На одной отдельно взятой карте результативность MAD Lions под руководством более талантливого Асгера «AcilioN» Ларсена не стала выше после выбывания из команды HUNDEN.
Стоит также отметить, что соответствующая emi выборка из 49 карт включает самую недавнюю игру его команды на турнире DreamHack Masters, где только ему с напарниками удалось победить Astralis. Впрочем, если проигнорировать этот единственный матч, индивидуальные показатели нового лидера оказываются несущественно выше, чем показатели kRYSTAL за вторую половину года. Таким образом, на самом деле вопрос следует поставить так: оказалась ли результативность GODSENT выше или ниже того уровня, который мы ожидаем от них в дальнейшем?
Показатели команды действительно должны повыситься – по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Зачастую этот период считается «медовым месяцем» с новыми игроками, и обычно этот феномен объясняется улучшением коммуникации или освоением ранее неизвестного пула игровых карт. Понимаете ли, низкий уровень коммуникации, при котором все общаются с грустными, агрессивными или подавленными интонациями, может оказать просто катастрофическое воздействие на команду. И в самом деле: во многих взятых после матчей интервью игроки утверждают, что качество общения внутри команды сильно влияет на результат, даже если внутренние конфликты или проблемы совершенно не характерны для этого коллектива.
Стоит отметить, что новый игрок в команде не приводит к автоматическому улучшению результатов. Это означает, что когда игроки наконец сталкиваются со спадом эффективности или теряют интерес к новым лицам в команде, их качество игры понижается быстрее, чем должно было бы в соответствии с имеющимся у них уровнем навыков.
В 2020 г. настоящим воплощением этой закономерности стала, пожалуй, команда mousesports. С января этого года mousesports показывала максимально противоречивые результаты, пять раз войдя в двойку лучших и шесть раз закончив турнир в числе четырех худших команд. Помимо этого, летом игроки mousesports выполнили один из худших забегов на карте Inferno за всю недавнюю историю команд подобного калибра, выиграв на ней всего лишь один раз – этот прискорбный случай произошел на благотворительном мероприятии, где игра велась всего до 13 раундов. В дальнейшем к команде присоединился Ауримас «Bymas» Пипирас, и mousesports удалось на 10 % увеличить процент побед на этой карте, достигнув показателя в 70 %. Только дважды за последние 20 поединков на этой карте команда не смогла добиться двузначных показателей, а в предшествующем десятке игр аналогичное число составляло целых 60 %.
Статистика, за которой стоит следить
Еще одним фактором, который необходимо учесть, является сложность выбора анализируемых данных. В NBA процент успешного выполнения штрафных бросков представляет собой отличную метрику для оценки индивидуального навыка игрока без влияния уровня навыков его напарников по команде. Но существуют или аналогичные показатели в CS:GO? Стоит ли ориентироваться на процент успешных «клатчей» или количество убийств из пистолетов? Кроме того, когда игрок НБА переходит в другую команду, появляется возможность сравнить его результативность с соперниками примерно того же уровня – с другими игроками НБА. Или, если речь идет об игроках, недавно перешедших из фарм-клубов, возможно, стоит сравнивать их с небольшим пулом команд в Джи-Лиге НБА.
Но какой из вариантов лучше подойдет для размещения ставок на Counter-Strike? Некоторым из моих коллег довольно часто приходится обсуждать эту тему; в особенности часто она всплывает в разговорах об игроке Cloud9 Уильяме «mezii» Мерриман. Многие, если не все представители сообщества поклонников Counter-Strike, были шокированы решением Colossus: первоклассная киберспортивная организация с высочайшими окладами для ее участников, решила пополнить свои ряды успешных профессионалов относительно неизвестным игроком.
Впрочем, в мире размещения ставок на Counter-Strike mezii был вовсе не безымянным игроком, ведь за два года своей профессиональной деятельности он играл с исключительно непоследовательными составами (извините, фанаты CS из Великобритании). В наше время каждый «звездный» игрок в CS:GO нуждается в том, чтобы кто-нибудь поверил в его силы и провел его на следующий уровень соревнований, однако логично ли использовать статистику такого игрока, набранную в матчах более низкого уровня? Улучшится ли его стиль игры, если игрока будут окружать более компетентные напарники?
Когда игрок наконец попадает в профессиональную среду, перед нами встает новый вопрос: повысится ли в результате пополнения состава результативность команды или же это ей придется подтягивать новичка до своего уровня? Очевидно, что мы имеем дело с проблемой о приоритете «курицы или яйца». Чтобы подобного вопроса не возникало, новый игрок должен играть хуже, его напарники – лучше, и вся команда должна при этом повысить свою результативность. Таким образом, mezii должен был стать тем фактором, который привел бы к улучшению результатов команды, пусть его личные показатели и не повысились бы. Какие из метрик стоит использовать для нахождения корреляции между показателями? Некоторые киберспортивные аналитики данных уделили этому вопросу просто колоссальный объем времени.
Повышает ли игровой коллектив свой уровень командной игры, что приводит к более высокому суммарному количеству убийств для каждого спортсмена? Или же пятерка игроков улучшает свою игру по отдельности, и это приводит к повышению командных показателей? На этот вопрос либо следует найти универсальный ответ, либо стоит рассматривать каждый случай отдельно. Без понимания своей собственной философии командной динамики отношений и влияния на нее новых игроков в течение определенного периода времени вы не сможете покорить обманчивые воды любого соревнования по Counter-Strike.